Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михайловская школа-интернат» находится в городе Михайлов Рязанской области. Школа основана в 1956 году и с первого дня её цель — общедоступное образование и помощь семьям в трудном социальном положении.
Сегодня в учреждении обучаются 139 учеников, есть школьники из Михайлова и близлежащих районов. По статистике 84% учеников из малообеспеченных семей, у некоторых и вовсе нет родителей — под полной опекой школы сейчас находится 8 учеников.
«Школа у нас с православным уклоном, так как директор, Владимир Владимирович Щетинин, является настоятелем храма и имеет чин иерея. Дети называют его Отцом Владимиром, ведь они уважают его, и общаются с ним, поэтому Владимир Щетинин для ребят не просто директор», — рассказала Светлана Николаевна, которая проработала в интернате 14 лет на должности воспитателя и 13 лет заместителем директора по воспитательной работе.
Владимир Владимирович стал директором школы в 2004 году. До его прихода в школе часто случались самовольные уходы учеников из интерната и это было серьезной проблемой. Когда Отец Владимир пришел, он сказал: «Если дети будут усталые от полезных знаний и занятий, то и желания убегать у них не будет». Вместо того, чтобы просто взять трудных подростков в ежовые рукавицы, директор поступил мудрее: он смог заинтересовать их учебным процессом. В результате в школе повысилась посещаемость, ученики стали демонстрировать небывалые успехи в учебе и развивать свои таланты.
Вторым краеугольным камнем стала дисциплина — у ребят очень плотный график в школе. Перед пробуждением к детям приходит воспитатель, ученики не остаются одни. Просыпаются и идут на линейку молиться, потом завтракают и возвращаются в комнаты, чтобы переодеться в школьную форму и заправить постели. Учеба начинаются в 8:30, а на большой перемене детей кормят еще раз.
Когда уроки заканчиваются, ученики идут на дополнительные занятия. Каждый ребенок решает сам, чем заниматься. В школе есть занятия по растениеводству, шахматам и легкой атлетике. Кроме того, многие дети поют в хоре, ходят в бассейн, играют в футбол.
После секций (в районе 16 часов) ребята идут на полдник, а после занимаются выполнением домашних заданий. В школе много слабеньких учеников, поэтому воспитателям часто приходится работать индивидуально.
«Представьте, пришел первоклассник, который уже должен уметь считать до 10 и обратно, читать, а он даже карандаш держать в руке не умеет. Приходится наверстывать» — рассказывает Светлана Николаевна.
«Дети бывают конфликтные», — говорит заместитель директора. — Есть у нас мальчик первоклассник. Он уже умел и читать и писать, а многие малыши отстают, и невнимательны на уроках. Учитель постоянно повторяет одно и тоже, чтобы все поняли и услышали. Мальчик злился, говорил детям: «Да вы что, глупые?». Мы ему объясняли, что так нельзя. С ребенком общались психологи и вот, к январю ребенок стал терпимее к одноклассникам».
В 19:00 традиционно состоится вечерняя линейка. На ней подводятся итоги, поздравляют именинников, награждают за участие в конкурсах. Ужинают ребята после линейки, а потом у них появляется свободное время до 22:00. Дети могут почитать книги, доделать домашнее задание или выйти во двор, а когда заканчивают все дела — ложатся спать.
На первое сентября обязательная линейка, в этот же день проводится урок «День знаний», где присутствуют родители. Больше всего дети любят День Матери, они готовятся и стараются в этот день больше, чем на другие праздники. «Какая бы мама не была, но ее все равно нужно любить. Мы можем дать ласку, заботу, но материнскую любовь даст только мама» — делится Светлана Николаевна.
Педагоги приезжают на каникулах к ученикам с проверками, потому что им важно знать в каких условиях живут дети и какая обстановка дома. Интернат часто помогает семьям, причем не всегда материально. Педагоги и воспитатели спасали одну маму, у которой малыши и один старший ребенок — ученик интерната. Мама — порядочная женщина, но так получилось, что запила. Преподаватели переживали, что детей заберут в детский дом, и предложили дежурить у этой семьи, лишь бы спасти. Команда справилась, мама пить перестала и дети остались с ней. Теперь она очень благодарна школе, что ей помогли.
Поскольку дети приходят из неблагоприятной среды, в интернате с ними работают педагоги, воспитатели и психологи. В сложных семейных ситуациях психологи занимаются и с родителями. Например, мама при разводе запрещает видеться с папой, а отец настраивает против мамы. Специалисты объясняют им, чтобы не мучили детей, а разбирались сами.
Главное для сотрудников интерната — это помочь детям выйти в большой мир целостными и самостоятельными людьми. “Приятно увидеть плоды своей работы, когда приезжают выпускники, которые давно закончили школу — улыбается Светлана Николаевна — Интересно, получилось ли вложить в них что-то хорошее, правильно воспитать? Недавно в гости приезжал выпуск 1972 года, а это говорит о многом. Все знают — в интернате особенная атмосфера, такой нигде нет”.
Автор: Анастасия Пуховникова